ВОПРОСЫ ИГРЫ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА С НЕЯВНО ЗАДАННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ

Спроси любого: «Что дает школа?», - и любой «любой» ответит: «Школа дает зна­ния».  Подумав, может быть добавят: «Учит отвечать на вопросы учителей». Все так: дает готовое знание, учить отвечать…  Однако спроси того же «любого», с чего начи­нается новое знание, процесс постижения нового, неизведанного, большинство опро­шенных ответит: «… с вопроса»

            Человеку интересно:         

-         почему нечто происходит так, а не иначе?

-         как можно добиться, достичь?..

-         что влияет, вынуждает и является  причиной?..

-         когда, в каких случаях происходит? И т.д. и т.п.

Такие вопросы не сходят с уст младших школьников и… куда-то исчезают с постепенным взрослением.

            Эти «отчего и почему» задается самому себе, и порой вопрошающий прикладывает немало сил,  умственных и физических, чтобы найти на них ответ.

            То есть, сам задал, сам и отвечай. Почти как в анекдоте? Нет. Как в жизни! По­смотрите историю научных открытий. С вопроса начиналось исследование, находил­ся и доказывался ответ, но только для того, чтобы…. сформулировать новые вопро­сы.  Не зря Бернард Шоу сказал, что «наука не ответила ни на один вопрос, не поста­вив при этом десятки новых». Однако именно такая цепная реакция вопросов и сдвигает науку с места, развивает ее.

            Можно, конечно, вспомнить, что  школа не нацелена на производство ученых, что она дает определенный уровень знаний для всех.  Нет возражений. База нужна.  Однако ни один учитель не даст гарантии, что его бывший воспитанник не столкнется с проблемой,  решить которую — жизненная необходимость. 

            Проблема — это то, с чем сталкивается в свое работе ученый. Он осваивает или вырабатывает особую методику собственного мышления, использует приемы и подходы к проблеме, чтобы если не с той, так с этой стороны ухватить суть, найти дорожку, ведущую к разрешению жизненно важной проблемы, пока, возможно, важной только для него самого.

            Так быть может, стоит все-таки учить наших школьников умению задавать самому себе вопросы? И не просто задавать, а с их помощью извлекать нужную ин­формацию из собственной головы и добывать новую с помощью тех же природных средств.

            Еще один предмет для бедного школьника?  Сколько же можно! 

            Нет, я имею в виду не предмет, а методику, благодаря которой дети, буквально «играючи», осваивают принципы системного подхода к поиску путей решения пробле­мы.  Опыт показал, что обучить школьника системному подходу  «пря­мо, в лоб» - очень трудная задача.  Но есть весьма привлекательная упаковка, кото­рая повышает мотивацию учащихся и, значит,  снижает в некоторой степени труд­ность приобретения навыков системного подхода к различным проблемам. Эта «упаковка» - игра.

            Об играх сейчас  много говорят и пишут. Я остановлюсь на одной — на интел­лектуальной игре «Что? Где? Когда?».  Это сложная, комплексная игра.  Нужны тре­нировки, чтобы почувствовать «радость удачи» - не знал, сначала ничего не пони­мал, не представлял с какой стороны зайти и с чем все спрошенное связано, но… уловил намек, ухватил мысль, удалось связать одно с другим и… ура! Я понял, я сам дошел!!!   Такой радости не почувствуешь, откусив кусок шоколадки. «Послевкусие интеллектуальной конфетки» длится гораздо дольше.

            И так, вопросы викторины «Что? Где? Когда?» (ЧГК в дальнейшем).

Каждый вопрос ЧГК можно рассматривать как некий информационный блок или даже информационную систему, в которой не все элементы заданы. Автор вопроса в преамбуле сообщает некую информацию, обычно малознакомую «широкому кругу ребят-игроков», тем самым задает некое смысловое поле, в котором не все элементы заданы в явной форме, то есть, указаны в преамбуле.  Автор предполагает, что:

-        дополнительная информация содержится… в памяти игроков;

-        явно заданные элементы будут способствовать извлечению дополнительных «элементов» информации из памяти игроков;

-        между заданными и новыми элементами смыслового поля будут установлены связи  (смысловые связи, поскольку речь идет об информационной системе).

-        восстановив неявные элементы информации, игроки смогут проследить смысловые связи между преамбулой вопроса и искомым ответом.

            Каким же образом «извлекается дополнительная информация»?  Самым древним способом — вопросами, заданными самим себе.  А какие вопросы можно и нужно задать, диктует сам вопрос, рассматриваемый как информационная система в неком смысловом поле.

 

            Пример № 1.

 

  1. Во многих арабских поселках существуют общественные печи, которые обычно располагаются в центре поселка на площади, куда несколько месяцев в году приходят хозяйки и пекут хлеб  для семья.  А почему они пользуются общественной печью, если дома у каждой семьи есть точно такая же печь?

 

            Рассмотрим элементы этой  неполной информационной системы:

-        речь идет об арабских поселках;

-        речь идет о печах в этих поселках;

-        этими печами пользуются несколько месяцев в году.

            Какие вопросы можно задать к каждому выделенному элементу?   Да те самые «Что? Где? Когда?» 

            И так, вопросы к первому элементу информации:

-        Что? -  Арабские поселки.

-        Где? - На  юге по отношению к  России (и к Востоку, и к западу, но в целом — на юге/

-        Как? (Пусть это нестандартный вопрос, но вопрос же…) То есть, как там? - Гораздо теплее, чем в России.

            Вопросы ко второму элементу информации:

-        Что такое печь? - В принципе — это устройство для создания тепла. Как этим теплом воспользуется человек, это уже второй вопрос. Запомним, печь производит тепло.

-        Где? - На  юге по отношению к  России. 

            Вопросы к третьему элементу информации:

-        Когда? – В некий период времени, «в течение несколько месяцев».

-        Какие месяцы в году?

            Прежде чем попытаться ответить на этот вопрос, посмотрим, какие смысловые связки возникли между первым и вторым элементом после того, как мы извлекли дополнительную информацию?  Арабы живут на юге, где тепло и даже жарко: в Африканских странах, да и на Аравийском полуострове также не прохладно, а печи выделяют тепло.  Так в какие месяцы в году нежелательно пользоваться собственной печью, которая выделяет тепло?

            Правильно, в летние месяцы.  И так жарко, а тут еще печь топить нужно, кушать-то всегда хочется…  

            Вот и ответ: 

            Арабские хозяйки не пользуются собственными печами летом, когда стоит жара

 

            Пример № 2.  Автор Холоднов А.В.

            Есть мнение, что мотороллер более комфортен, чем мотоцикл. Благодаря             отсутствию рамы им могут пользоваться не только мужчины, но и       женщины. А также, что немаловажно, например, для Франции,      Италии         или Испании, им могут пользоваться… Кто?

 

            Разобьем вопрос на более мелкие блоки — информационные элементы и зададим к каждому элементу вопрос:

-        Мотороллер более удобен.

-        Мотороллером легче пользоваться и мужчинам, и женщинам.

-        Этим транспортным средством пользуется некая категория населения во Франции, Испании, Италии.

            Начинаем задавать вопросы к первому элементу:

-        Чем мотороллер более удобен в пользовании по сравнению с мотоциклом? - У него отсутствует рама.

-        В чем преимущество отсутствия рамы? - На нем удобно сидеть женщинам в платьях.  (Вспомним женские велосипеды, у которых, в отличие от  спортивных велосипедов нет поперечной рамы).

            Фактически уже были заданы вопросы ко второму элементу, ясно, почему    мотороллерам удобно пользоваться женщинам.  Рама не мешает женщине в платье садиться на него, не мешает свисать платью с коленей.

             Вопросы к третьему элементу:

-        Какая категория населения в таких странах, как Франция, Италия, Испания отличается от мужчин и в чем-то  «подобна женщинам», что мотороллер создает им, как и женщинам, дополнительное удобство? 

-        В чем можно быть «подобным женщинам», кроме одежды?  (Скользкий вопрос, нужно его детям как-то иначе сформулировать, уж очень нынешние зациклены на порнухе….)

Следовательно, у этих людей длинная свободная одежда, подобная женской… 

-        Какие профессионалы во Франции, Италии, Испании носят такую одежду?

Конечно, священники. Католические священники, которых особенно много в указанных странах.

Ответ готов:  Монахи, священники.

 

            Пример № 3. (Автор Анашина)

            В 2000 году впервые были организованы  Первые Международные    спортивные игры детей из 13 городов стран СНГ: Украины, Белоруссии и      России. Были ребята из Керчи и Одессы, Смоленска и Тулы, Москвы и             Киева. Назовите два белорусских города.

 

Явно заданные элементы данного вопроса:

-        В 2000 году организованы детские спортивные игры для детей из 13 городов стран СНГ.

-        Эти страны — Россия, Украина, Белоруссия.

-        Указаны города Украины: Керчь, Одесса, Киев,  и города России: Москва, Тура, Смоленск.

            Задаем вопросы к первому элементу:

-        Чем отличаются эти спортивные игры от множества других соревнований, которых было немало и в Советском Союзе, и в СНГ, если они названы Первыми?

Разница в участниках, которые могут прибывать только из 13      городов стран СНГ.

Вопросы ко второму элементу:

-        Что объединяет именно эти три республики СНГ?  Почему нет детей, например, из Казахстана или Азербайджана? 

Это западные республики бывшего СССР.

             Вопросы к третьему элементу:

-        Что объединяет указанные города? - Во-первых, указаны столицы республик — Киев и Москва.  Во-вторых, что общего у городов Тулы, Смоленска, Одессы, Керчи?

 Это города-герои!

 

            Следовательно, и Белорусские города — это столица и город-герой. Какие города-герои в Белоруссии? - Самый известный — Брест (Брестская крепость).           

            Готов ответ:  Минск и Брест.

Комментарии. Игры были организованы в честь 55-летия Победы.  

 

            Пример № 4. (Автор Анашина)

Персидская легенда. Однажды дождевая капля, покинув тучу, взглянула       вниз и воскликнула: «Как короток мой век в сравнении с вечностью!     О         как ничтожна я в сравнении с океаном!» На что океан ответил: «В твоей       скромности большая    мудрость. Я сохраню тебя и таящийся в тебе             блеск радуги. И ты будешь     повелевать миром и даже больше: ты            будешь повелевать…»  Кем?

           

Опять структурируем вопрос, разделив на мелкие блоки — элементы информации:

-        Малая капля сравнила срок своей жизни с огромным Океаном, в результате Океан пообещал «сохранить каплю…

-        …и таящийся в ней блеск радуги»

-        Сохраненная капля будет повелевать миром!

-        И не только миром, а еще кем-то.

Задаем вопросы к первому элементу:

-          В какой форме можно «сохранить каплю»? - Видимо, новая форма так же      будет иметь округлую форму.

-        И какова консистенция сохраненной капли? Не просто шарик, а твердый шарик, иначе капля «сольется с Океаном».

            Вопросы ко второму элементу:

-        И каков внешний вид этой «сохраненной капли»? Каким образом можно сохранить «блеск радуги»? - По-видимому, новая капля-шарик тоже должна блестеть и переливаться.

Вопросы к третьему элементу:

-        Какие «шарики из Океана» блестят и переливаются и тем так привлекают людей, что приобретают над ними власть? - Жемчужины!

Вопросы к четвертому элементу:

Власть над миром имеют мужчины. Но этого мало — иметь власть над миром мужчин. Есть кто-то, над кем мужчины не могу быть властны…  Над кем не властны мужчины, а жемчуг их может покорить? - Женщины!

Ответ:  «…  женщиной!»

 

Пример 5.  (Автор Анашина)

У Леонардо да Винчи есть символический рисунок: изображение некого устройства сопровождается надписью: «Устремленное к цели упорство». А в другом месте его изображение использовалось в качестве символа «хорошей теории», на которой должна быть основана всякая практика. Что же изображалось на рисунках?

 

Попытаемся разобрать вопрос «по косточкам». Выделяем смысловые единицы преамбулы вопроса.

Первый «смысловой блок:  Речь идет о символическом рисунке Леонардо. 

Имя да Винчи сразу же определяет «время действия» - конец XV – начало XVI века.

Второй «смысловой блок: Рисунок изображает некое устройство.

Встает вопрос, какие устройства, механизмы, приборы могли существовать в пятнадцатом веке. Причем, они должны быть известны массам. Не следует думать, что это одно из изобретений самого Леонардо.  Свои технические идеи он в жизнь воплотить не смог. А некоторые и сознательно засекретил. Мы знаем башенные часы (Гюйгенс еще не родился, потому маятниковых, и, тем   более, пружинных часов еще не было). Издревле известен компас, механизмы на основе рычага, винта, клина, блока, то есть на основе простых механизмов.

Третий «смысловой блок: Это устройство символизировало  «Устремленное к цели упорство».  Упорство – это постоянство приложения сил ради достижения  определенной цели.

Четвертый «смысловой блок: Это же самое устройство требовало «хорошей теории», на которой строится практика.

Конечно, все перечисленные устройства пятнадцатого века имели определенное назначение – функциональную «цель».  Но эту цель определял сам создатель.  Здесь же, похоже, цель выбирает… само устройство!  Раз уж оно стало символом стремления к цели. Более всего этому смыслу удовлетворяет компас, ибо только он упорно показывает на север.

Вот он - ответ!

Ответ:  Компас

Комментарии.  Изображение компаса принадлежит к серии аллегорических и эмблематических рисунков Леонардо да Винчи и находится в Виндзорском собрании.

 

Пример 6, авторы Антон Козлов, Алеша Просняков

12 сентября 1931 года в состав советских ВМС вошла первая серия дизельных подводных лодок. Серия получила индекс-наименование «Д». Все лодки в составе серии носили звучные, характерные духу времени, названия. Так лодка с индексом «Д-2» называлась «народоволец», «Д-3» - «якобинец», «Д-4» - «спартаковец», «Д-5» - «революционер». А как называлась лодка с индексом «Д-1», если первая буква ее названия дала название всей серии?

 

Первый «смысловой блок:  Создана серия подводных лодок, названия которых из одного ряда понятий.

Второй «смысловой блок: Смысл всех названий этого ряда относится к революционерам различных эпох Российской истории.

Третий «смысловой блок:  Название первой лодки начинается с буквы «Д» и тоже имеет «революционное название». Кто там в нашей истории считался в 30-е годы прошлого столетия «первыми революционерами»?  Конечно, декабристы, те самые, которые, по словам Ленина, «разбудили Герцена». Ответ готов.

 

ОТВЕТ: «Декабрист»

Комментарий: Все лодки названы в честь бунтарей. А первое революционное выступление в истории России – восстание декабристов.

 

Замечание. Обратите внимание, на этот, казалось бы, технический вопрос, ответ помогает найти знание русской  истории.

 

Конечно, подобный анализ нужен не для каждого вопроса ЧГК, но основная задача тренера заключается в следующем:

 

Команду обязательно нужно:

- учить ориентироваться в «поле незнания», то есть понять, в какой области человеческой деятельности следует вести анализ:

- учить структурировать вопрос;

- учить в структурных единицах преамбулы вопроса выделять основной смысл;

- обязательно учить, заставлять, принуждать задавать вопросы «по смыслу» к каждой структурной единице заданного вопроса и тем привлекать дополнительную информацию, которая, конечно, хранится в памяти всех игроков;

- напоминать, что в преамбуле вопроса заложена не вся нужная информация, но автор подразумевает, что участникам игры она может быть известна;

- связывать по смыслу добытую дополнительную информацию, проводить смысловые параллели, замечать нечто общее, видеть аналогию и т.д.

- формулировать правдоподобную гипотезу;

- доказывать ее информацией, почерпнутой из преамбулы;

- учить делать вывод в результате анализа и обобщения.

 

            Как видите, эти вопросы никак нельзя назвать «школьными». Однако, чтобы ответить на них, требуется школьное знание географии, истории, игроки должны иметь сведения о жизни разных народов и т.д.  Все это есть у наших школьников. Нужно только помочь им пользоваться этими знаниями.  А как это делать, показала игра.

Но практика работы в школе показала, что большинство из детей вначале в штыки встречают подобные вопросы: «Мы этого не проходили!!!». После 4 – 8 вопросов начинается «въезжание в смысл самой игры» некоторых из них. И только отдельным единицам начинает это занятие нравиться.  Узнавать что-то новое – да пожалуйста, только вы это им расскажите и объясните… Как в школе!

            Автор вопросов предполагает наличие некого «культурного слоя», сформированного в памяти ребят, на этот предполагаемый уровень культурных знаний он опирается, создавая вопросы.

            Быть может, учителей -  предметников не привлекут вопросы типа персидской легенды.  Однако существует огромное множество интересной информации, на основе которой уже созданы вопросы, требующие для ответа знания школьного курса.  Можно тренировать мышление детей на этих вопросах. 

            Подобный тренинг можно принять на вооружение, как один из привлекательных способов развития понятийного мышления детей. Причем, не только старшего возраста.  В моей команде наряду с ребятами 6 — 8 класса играет… второклассница. И довольно успешно.  Она много читает, ей интересно!  Она так заразительно играет, что и другие второклашки загорелись игрой в «Что? Где Когда?», хотя в моей образовательной программе эта игра предлагается детям с пятого класса.  Значит, придется сочинять больше вопросов для учащихся начальной школы.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ

 

  1. Система как целостный объект

 

Человек давно понял, что все предметы единичны, но:

- многие предметы имеют нечто общее;

- это общее позволяет мысленно собирать их в определенные совокупности, то есть группировать;

- в зависимости от конкретных оснований – признаков, на основе которых идет группировка, одни и те же предметы могут попасть в разные группы;

- многие свойства предметов зависят от свойств его частей;

- многие свойства предметов зависят друг от друга, то есть отдельные части изучаемого объекта связаны между собой – находятся во взаимодействии. Именно потому изменение свойства предмета в одной части влечет за собой изменение свойств в другой части.

Человек научился выделять такие взаимосвязанные части изучаемых объектов и назвал их системой. Такой подход позволяет ему предвидеть возможные последствия своего вмешательства в существование изучаемого объекта, понять, как это объект функционирует.  При этом не следует забывать, что сам объект есть единое целое, а систему придумал человек для удобства изучения сложных природных, искусственных, социальных и прочих объектов.

 

Система (греч. systema — составленная из частей, соединенное) — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность; единство.

           

            Система отличается от кучи, в последней – удаление одного элемента не влияет на существование или функционирование всей кучи. Изменение связей или удаление одного элемента в системе влечет за собой изменение в существовании всей системы (всей совокупности элементов системы). Часто среди элементов системы выделяется один (или несколько) главных – системообразующих элементов, благодаря которым данная системы сформировалась и существует.

 

Систему характеризуют три «определителя» - три  дескриптора:

            - концепт – определенный смысл понимания системы;

            - структура системы – совокупность отношений между всеми элементами;

            - субстрат системы – вид материи, из которой состоит эта система.

 

            Концепт системыэто некий смысл, в котором рассматривается система, это определенный тип понимания системы. Концепт системы – всегда объект определенный, он известен еще до того, как получена какая-либо информация о системе. Смысл понятия концепта можно уяснить, проводя аналогию с системами отсчета в физике. Система отсчета выбирается исследователем до того, как начинается изучение объекта. Выбор системы отсчета, в известной мере, произволен. Исследователь может выбрать одну систему .отсчета, скажем, для измерения скорости или другую, принимая во внимание лишь удобство получения результатов. И один выбор может быть более удачным, чем другой. Точно также выбирается при построении системной модели и концепт системы.

Под структурой понимается вся совокупность отношений между элементами, а не только системообразующие отношения. Одна и та же структура может быть у разных систем, отличающихся своими субстратами. Например, одни и те же пространственные структурные отношения можно найти и в структуре атома водорода и в структуре системы “Земля - Луна”. Структурное сходство у объектов различной природы отражается в аналогичности дифференциальных уравнений, описывающих объекты разной природа.  Структура всегда отражает концепт системы, его природу.

По субстрату можно выделить физические, химические, биологические, социальные и т.д. системы.

Система считается определенной, если определены не только концепт, структура, но и субстрат системы, т.е. набор тех элементов, на которых реализуется структура системы.

 

Взаимодействие всех элементов системы приводит к некому системному эффекту, тогда как любая «куча» – совокупность предметов – к такому эффекту не приводит. Системный эффект проявляется как сущностное свойство системы. Какой системный эффект Солнечной системы?  Периодичность, цикличность процессов, происходящих на планетах, что особенно заметно на Земле, Марсе.

 

Механизм действия системы, в отличие от концепта, далеко не всегда ясен. Например, несколько тысяч лет понадобилось, чтобы понять механизм действия Солнечной системы. Для этого понадобился гений Ньютона, а затем Эйнштейна. Но уверены ли мы, что не появится новый Ньютон или Эйнштейн, который снова перевернет наше представление о механизме взаимодействия физических тел?  Гравитация – искривление пространства – дальше что?

Долго пришлось разбираться, почему бьется сердце и т.д.

Очень часто исследования начинаются с того, что некто любопытный хочет узнать, как действует та или иная система, то есть узнать механизм ее действия. Причем, часто в процессе поиска приходится менять и объект наблюдения и вводить новые понятия и т.д.

Непонимание необходимости наличия системообразующего элемента может привести к непониманию работы все системы. Помните, Хоттабыч хотел удружить любимому Вольке и приказал моторам самолета не гудеть…

 

2. Свойства системы

 

1. Любая система может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, в то время как ее элементы могут выступать в качестве системы более низкого порядка.  (Клетка, ткань, орган, система организма, организм).

2. Система – вещь относительная. Для фиксированного концепта в данных конкретных условиях может не оказаться объектов, на которых реализовались бы системообразующие отношения, и таким образом здесь системы не будет. Но те же самые объекты в других условиях могут образовать систему.

3. Системы бывают замкнутыми и разомкнутыми. То есть, многие из них функционируют, в основном, независимо от  окружающей среды.  В основном, это физические тела или искусственные механизмы, хотя последние только на первый взгляд не нуждаются в окружающей среде. (Автомобиль не будет работать при отсутствии атмосферы, а ядерный реактор – без специально созданных заводов, где производят обогащенный уран или плутоний).

А вот живые системы не способны существовать безотносительно к окружающей среды, ибо сущностное свойство таких систем – взаимодействие с окружающей средой.

4. Для большинства систем характерно наличие в них процессов передачи информации и управления. К наиболее сложным типам системы, поведение которых подчинено достижению определенной цели, и самоорганизующиеся системы, способны в процессе своего функционирования изменять свою структуру. Причем для многих сложных систем (живых, социальных и т.д.) характерно существование разных по уровню, часто не согласующихся между собой целей, кооперирование и конфликт этих целей и т.д.

            Человек, изучая систему, хочет узнать либо что собой представляет:

- сама система или ее  системообразующий элемент;

- механизм ее действия;

- результат действия системы.

Но, чтобы это понять, нужно уметь выделять эти направления исследования.             Поэтому важно определить самоё систему, то есть, что является в выбранных системах системообразующим  элементом, что - механизмом действия или функцией  системы, а что – результатом ее действия.

 

Всему этому ненавязчиво, в привлекательной форме обучает детей игра «Что? Где? Когда?» при условии анализа предлагаемых вопросов. Анализа устного, графического, который вначале делается педагогом вместе с подопечными, а затем самими игроками